Наука

«Убийца Плутона» нашел новую планету на окраине Солнечной системы

analitik.am

Американские астрономы Майк Браун и Константин Батыгин из Калифорнийского технологического института утверждают, что наконец-то нашли убедительные доказательства существования так называемой "планеты X".

Браун и Батыгин исследовали орбиты шести небесных тел за орбитой Нептуна. Их расчеты показали, что на них должно влиять некая массивная планета. Они полагают, что планета массой в 10 раз больше чем у Земли была выброшена на окраину Солнечной системы на раннем этапе ее формирования. Теперь эта предполагаемая планета обращается вокруг Солнца по вытянутой орбите и даже в самой близкой к звезде точке орбиты находится в 7 раз дальше от Солнца, чем Нептун, а год на ней длится 15 тысяч лет.

Загадочную планету X пытаются обнаружить уже давно, а напрямую наблюдать ее при помощи телескопов не удавалось еще никому.

Сами исследователи отмечают в своей статье, опубликованной в The Astronomical Journal, что их объяснение выглядит наиболее достоверным, но не является единственным. По мнению экспертов, выводы Брауна и Батыгина выглядят довольно убедительно. Хотя и тут есть место для сомнения. Убийца Плутона и планета Вулкан Майк Браун — далеко не случайный человек, когда речь идет об исследований далеких от нас областей Солнечной системы. Он открыл несколько небольших планет за орбитой Нептуна в области, известной как пояс Койпера. Эти открытия показали, что Плутон является лишь одним из представителей класса "карликовых планет", и в результате именно по инициативе Брауна Плутон лишился статуса планеты в 2006 году.

Браун написал по этому поводу книгу "Как я убил Плутон, и почему это было неизбежно", чем и заслужил нелюбовь американской публики. "Сам Плутон неоднократно брались предсказать математики, но астрономы нашли его случайно совсем не там, где его предсказывали", — отмечает Владимир Сурдин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга МГУ.

Лишь один раз за всю историю астрономии математическое предсказание оказалось точным — речь идет о Нептуне, положение которого было вычислено французским математиком Леверье в 1845-1846 годах.

Однако другое его предсказание оказалось неверным — он полагал, что между Солнцем и Меркурием находится еще одна планета, которую назвали "Вулкан". Такой вывод математик сделал по отклонению орбиты Меркурия, однако в начале XX века, когда Эйнштейн разработал свою теорию относительности, оказалось, что особенности орбиты Меркурия в рамках этой теории объясняются без лишней планеты в Солнечной системе. "Со времени открытия Нептуна ничего похожего не было, и конечно, хочется повторить такую удачу. Если Брауну и его молодому коллеге это удастся, они станут поистине великими астрономами", — сказал Сурдин. Основания для уверенности Наиболее известные предсказания выводились до сих пор из закономерностей в движении долгопериодических комет, приходящих к нам из гипотетической области — облака Оорта.

"Однако в этом случае не только существование далекого возмутителя комет, но и само существование таких закономерностей часто ставилось под вопрос", — пояснил Дмитрий Вибе, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН. "Батыгин и Браун исследовали существенно более надежную закономерность — схожую ориентацию орбит всех транснептуновых астероидов, движущихся по сильно вытянутым орбитам и в перигелии приближающихся к Солнцу не ближе Нептуна.

Чтобы выстроить орбиты этих астероидов в примерно в одном направлении (точнее, в одном секторе), требуется некоторое постоянно действующее гравитационное возмущение", — отметил ученый.

Подробнее на ТАСС.