ГЛАВНОЕ Добрый день 

… Это было в Сумгаите в 1988 году

analitik.am

Сумгаит стал в одном ряду с Харбердом, Билтисом, Ваном, Дэйр-эз-Зором. Стал на исходе ХХ века, когда казались немыслимыми те чудовищные преступления, которые произошли в этом самом криминальном городе Азербайджана. 3 дня чернь, опьяненная свободой и безнаказанностью, насиловала, убивала, сжигала ни в чем неповинных людей, все преступление которых было в том, что они были армянами и посмели потребовать обратно свои земли. И все это совершалось при попустительстве Москвы, а колонну бандитов возглавлял первый секретарь Сумгаитского горкома партии Джахангир Муслимзаде.

О резне армян в Сумгаите 26-28 февраля 1988 года написано много, очень много.   Мы приведем отрывки из книги Виктора Кривопускопва «Мятежный Карабах», который  в 1988 году  был командирован из Москвы в Карабах, офицер Управления профилактической службы МВД СССР. Вот что он пишет о сумгаитских погромах:   «Из 250-тысячного городского населения около 18 тысяч были армяне. Строительству жилья, созданию соответствующей социальной сферы здесь внимания практически не уделялось. Десятки тысяч горожан жили в подвалах, в самовольно построенных и неприспособленных лачугах, в так называемом районе «Нахалстрой». Сумгаитские азербайджанцы являлись в основном выходцами из сельских районов, составляли наименее образованный и квалифицированный состав работающих, среди них была большая текучесть кадров, высокий уровень безработицы, правонарушений, пьянства, наркомании…

Распространение клеветнических слухов о том, что в Армении убивают и насилуют азербайджанцев, возбуждение ненависти к армянским землякам на фоне профессиональной и бытовой неустроенности и лишений, призывы освободить квартиры от армян и самим поселиться в них позволили организаторам легко спровоцировать определённую часть мусульманского населения города на погромы и убийства армян.     Хорошо помню, что при подготовке статьи в журнал «Сборник МВД СССР» я специально проанализировал сводки об оперативной обстановке в Сумгаите за 1987 и начало 1988 годов. Ничего примечательного. Накануне трагических событий она характеризовалась в основном криминально-бытовым содержанием. Сообщение из МВД Азербайджана о том, что в Сумгаите немногочисленный митинг, состоявшийся 26 февраля 1988 года на центральной площади им. Ленина по случаю Обращения Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева к трудящимся, к народам Азербайджана и Армении в связи с событиями в Нагорном Карабахе и вокруг него, завершился в остром антиармянском настроении, озабоченности не вызвало ни на республиканском, ни на союзном уровне. Митинг был отнесен к разряду мероприятий со случайным завершением, не имевшим перспективных последствий. По крайней мере, я других резолюций руководства не нашел.

Однако, дальнейшее расследование событий показало, что организация и содержание митинга были не случайными. Прежде всего, в митинге принимали участие лишь представители азербайджанского населения. Во-вторых, в ходе этого мероприятия, формально организованного горкомом КПСС (митинг вела второй секретарь горкома Мелек Байрамова), прозвучали явные обвинения и угрозы в адрес армян за разрушение территориального единства Азербайджана, оглашались провокационные сообщения о притеснении азербайджанцев в Карабахе и Армении и даже о якобы уже имевших там место зверствах в отношении азербайджанцев. Среди участников митинга появились и так называемые «кафанские мученики», которые «подтверждали» факты зверств и наличия тысяч азербайджанских беженцев из Армении. Армяне обвинялись в том, что они живут в Сумгаите лучше многих азербайджанцев, имеют благоустроенные квартиры и дома, занимаются только интеллектуальным трудом. Прозвучал призыв «Смерть армянам!».

  Азербайджанский политик Зардушт Али-Заде утверждает, что за день до погрома Сумгаит посетили первый секретарь ЦК КП Азербайджана Кямран Багиров и председатель правительства Гасан Сеидов: «Вечером они встретились с горожанами в большом клубе химиков. Зал засы́пал первых лиц вопросами и обвинениями. Обстановка накалилась настолько, что лидеры республики были вынуждены ретироваться через черный ход и убыть в Баку.   Виктор Кривопусков констатирует: «К вечеру 27 февраля трибунные выступления переросли в насильственные действия. Сотни сумгаитских азербайджанцев, распаленные митинговыми призывами, подогретые спиртными напитками, раздаваемыми бесплатно с грузовиков (следствием эти факты установлены), беспрепятственно приступили к погромам квартир армян, их массовым избиениям, убийствам, которые длились до поздней ночи. Государственные, партийные и правоохранительные органы города и республики на беспрецедентные беспорядки в городе не отреагировали. Сумгаит полностью перешел во власть погромщиков».   28 февраля  число погромщиков, воодушевленных безнаказанностью, выросло еще больше. Многие из них уже были вооружены металлическими прутьями, топорами, молотками, другими подручными средствами: «Погромщики, разбившись на группы по несколько десятков человек, врывались в армянские квартиры, намеченные заранее. Людей убивали в их же домах, но чаще выводили на улицы или во двор для публичного глумления над ними. Редко кому пришлось погибнуть сразу от удара топора или ножа. Большинство ждали мучительные издевательства. Избивали до потери сознания, обливали бензином и сжигали заживо. Нередки были случаи группового изнасилования женщин и девушек, часто насилие происходило на глазах близких, после чего их убивали. Не жалели ни стариков, ни детей».

Однако лишь 29 февраля, с большим опозданием, в Сумгаит был переброшен самолетами полк внутренних войск МВД СССР и прибыли курсанты Бакинского общевойскового училища, сразу же столкнувшиеся с озлобленной толпой. Негативную роль сыграла в ходе этих событий нерешительность и политическая недальновидность высшего руководства страны. 18 июля 1988 г. на заседании Президиума Верховного Совета СССР М. С. Горбачев, пытаясь снять с себя ответственность за сумгаитскую трагедию, заявил, что ее не было бы, если бы войска не опоздали на три часа. На самом деле войска опоздали по меньшей мере на сутки — как сообщает Г. Харченко, к моменту его приезда в Сумгаит здесь уже погибло 15 человек. Несмотря на ввод войск, убийства и погромы в некоторых районах продолжались, поскольку у войск не было боеприпасов и приказа на применение к погромщикам силы и оружия. На призывы пострадавших о вмешательстве офицеры и солдаты практически не реагировали. В итоге подразделения ВВ в целом ограничились мероприятиями по оцеплению очагов беспорядков, эвакуации пострадавших, охране мест сосредоточения беженцев, задержанию наиболее активных участников погромов. По словам Г. Харченко, «армянские семьи из 17-го квартала и из других мест пришлось свозить на центральную площадь возле Дворца культуры энергетиков, что напротив горисполкома. Мы организовывали там питание для сотен армянских семей, обеспечивали их безопасность». Тем временем погромщики, видя бездействие войск, стали нападать на военнослужащих. Участники уличных беспорядков забрасывали их бутылками с зажигательной смесью и наносили стальными заточками колотые удары по ногам.

По оперативным сводкам, всего в ходе подавления беспорядков пострадало более 270 военных. Во второй половине дня 29 февраля состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, на котором был рассмотрен вопрос «О дополнительных мерах в связи с событиями в Азербайджанской и Армянской ССР». По настоятельной просьбе Г. П. Разумовского (представителя высшего руководства КПСС в Азербайджане) и министра обороны Д. Т. Язова было принято решение установить в Сумгаите комендантский час. Язов также предлагал «ввести хотя бы один парашютно-десантный батальон» в Сумгаит — а также «батальон милиции в Степанакерт, чтобы не было там этих сборищ». Паритет соблюдался полностью и в этом была вся порочность советской власти, которая после Сумгаита вообще перестала существовать.   Но азербайджанцы, как всегда, перевернули с ног на голову и обвинили во всем армян. Армяне сами себя жгли, насиловали и убивали. Знакомый почерк, тюркский. По версии, впервые высказанной Зия  Буниятовым,  в статье «Почему Сумгаит», сумгаитские погромы были организованы «армянскими националистами», чтобы дискредитировать азербайджанцев.

По Буниятову, армянские заговорщики якобы загодя установили скрытые камеры в местах будущих погромов, и отснятая пленка незамедлительно распространялась по информационным агентствам всего мира. В 1990-х годах эта версия получила развитие в азербайджанской кинотрилогии «Эхо Сумгаита», в которой ее автор, кинорежиссер Давуд Иманов, представил Сумгаит как арену международного заговора против Азербайджана, подготовленного ЦРУ совместно с русскими и армянами с целью развала Советского Союза.   Версии Буниятова и Иманова базируются на одних и тех же разрозненных и несвязанных друг с другом фактах. Один из таких фактов состоял в том, что накануне событий сумгаитские армяне сняли со своих счетов в местном сберегательном банке около миллиона рублей. Другой факт — это участие в погромах армянина, некоего Эдуарда Григоряна. Как пишет Том де Ваал, в Азербайджане расцвела целая мифология, связанная с «этим армянином», который якобы стоял за всеми сумгаитскими погромами. Уроженец Сумгаита, он после смерти отца-армянина, воспитывался матерью-русской. У него было три судимости. Судя по одной версии, во время беспорядков Григорян подстрекал других к бесчинствам, а по другой версии, Григоряна принудили примкнуть к погромщикам его фабричные приятели-азербайджанцы . Существовали также версии, будто сумгаитские погромы были инициированы КГБ с целью напугать армян и заставить их отказаться от политических протестов. По другой версии резня в Сумгаите была организована для того, чтобы дискредитировать Горбачева и его перестройку.

Что бы там ни писали, но убийство более сотни армян – по официальным данным 32 человека, не должно оставаться безнаказанным. После резни армян в The New York Times было опубликовано «Открытое письмо к мировой общественности в связи с антиармянскими погромами в Советском Союзе.   «Вновь наступила эра погромов — эра, которая, как мы полагали, завершилась. Армянское население Азербайджана в нынешнем году вновь стало жертвой преднамеренных зверств и недопустимых погромов. Мы, ученые, писатели, преподаватели, политики, деятели искусства, хотим прежде всего выразить наше глубокое возмущение подобными варварскими акциями, которые, нам казалось, принадлежат прошлому человечества. Наше обращение следует рассматривать как осуждение творимых злодеяний. Мы ставим своей целью известить мировое общественное мнение о той продолжающейся опасности для будущего человечества, которую представляет подобная разновидность расизма.

Нам причиняет боль то обстоятельство, что через полвека после уничтожения евреев в концентрационных лагерях нацистами и спустя сорок лет после принятия Всеобщей Декларации прав человека мы проявляем ту же беспомощность при грубом попирании прав человека.   Было бы непростительно сегодняшним молчанием способствовать увеличению числа жертв и их страданиям. Слишком серьезным стало положение армян на Кавказе, и молчание становится недопустимым. Поэтому мы считаем своим моральным долгом встать на защиту подвергающегося опасности народа. Более чем два года назад в Азербайджане начались активные притеснения армян. За резней армян в Сумгаите в феврале 1988 года последовали погромы в Кировабаде и Баку в ноябре 1988 года. Они продолжались в Баку и в других местах Азербайджана вплоть до января 1990 года. То обстоятельство, что погромы повторялись и совершались сходными методами, дают нам основание думать, что эти трагические события не являлись стихийными и непроизвольными. Более того, мы вынуждены полагать, что совершенные в отношении армянского меньшинства преступления стали последовательной практикой, если не официальной политикой в Советском Азербайджане.

  По утверждению покойного Андрея Сахарова, эти погромы «представляют реальную угрозу уничтожения для армянского населения Азербайджана и Нагорно-Карабахской автономной области, 80 % населения которой составляют армяне». Особое наше негодование вызывает то обстоятельство, что угроза направлена против армянского народа, который в 1915 году очень дорого заплатил за право быть самим собой в Османской империи. Там половина армянского населения стала жертвой Геноцида — наихудшего проявления расизма. Но если погромы последнего времени пробудили в сознании незабываемые кошмары той резни, то нынешняя блокада Армении и Нагорного Карабаха, что продолжается с августа 1989 года, очертила перспективы иного способа геноцида.   Известно, что все грузы, следующие в Нагорный Карабах и 85 % — в Армению, проходят через Азербайджан. Поэтому не будет преувеличением сказать, что подобная блокада равносильна удушению Армении.

В республике с колоссальными разрушениями после землетрясения 7 декабря 1988 года блокада дезорганизовала экономику и нанесла сильнейший удар по восстановительным работам. Исходя из понимания нашего долга, мы требуем от советского руководства, а также от мировой общественности решительно осудить армянские погромы и особенно ту расистскую идеологию, которая используется в качестве оправдания со стороны организаторов преступлений. Мы просим советское руководство и мировую общественность без промедления использовать все имеющиеся возможности для обеспечения защиты и безопасности армянского населения Кавказа и других мест в Советском Союзе. Необходимо окончательно снять блокаду НКАО со стороны Азербайджана. Надо осознать, что насильственная депортация армян из Нагорного Карабаха не может служить решением проблемы, а является преступным нарушением прав человека.   Открытое письмо к мировой общественности было опубликовано в газете «New York Times» 27 июля 1990 года — спустя полгода после погрома армян в Баку. Обращение являлось совместной инициативой Комитета по соблюдению Хельсинкских договоренностей Франции и ученых Международного философского колледжа (Париж), под открытым письмом поставили подпись 133 известных правозащитника, ученых и общественных деятеля из Европы, Канады и США. Среди поставивших подпись люди с мировым именем: Дэвид Аарон, сэр Исайя Берлин, Андре Глюксманн и другие – 110 человек.

Через 4 года после сумгаитских погромов Азербайджан, верный себе и руководствуясь указаниями академика Буниятова устроил Ходжалы – нагромождение лжи про армян. 25-26 февраля 1992 года в Нагорном Карабахе имели место кровопролитные бои, в которых погибло большое количество местного населения. Военная операция была организована силами самообороны НКР против вооруженных сил Азербайджана с целью разблокирования находящегося вблизи населенного пункта Ходжалы аэропорта и обезвреживания огневых точек в самом Ходжалы, откуда с весны 1991-го населенные пункты Нагорного Карабаха периодически подвергались нападениям азербайджанских ОМОНовцев, артобстрелам из установок “Алазань”, “Кристалл” и реактивных установок залпового огня ММ-21 “Град”. За это время в заложники было взято 700 армянских мирных жителей, уничтожены сотни гектаров зерновых, большинство населенных пунктов было лишено электричества и воды. Усилиями Народного фронта Азербайджана еще до этого в Ходжалы были переброшены вооруженные подразделения и бойцы ОМОНа, а руководством Аз.ССР в целях быстрейшего “демографического” решения карабахской проблемы – вытеснения, выдавливания армян из Карабаха, в 1990г. было организовано заселение депортированных из Узбекистана турок-месхетинцев.

  Военная операция в ходжалинском направлении и разблокирование аэропорта началась 25 февраля 1992-го в 23.30 и завершилась 26 февраля в 3 часа утра. Азербайджанскими источниками и официальными лицами Азербайджана, в частности президентом Аязом Муталибовым, неоднократно подтверждалось то, что о подготовке операции по подавлению огневых точек Ходжалы власти Нагорного Карабаха оповестили азербайджанскую сторону еще за два месяца до ее начала. Неоднократно подтвержден факт того, что коридор для безопасного ухода мирных жителей Ходжалы из зоны военных действий был оставлен штурмовавшими село подразделениями Сил самообороны НКР. Однако никаких действий для вывода мирного населения из зоны боевых действий азербайджанской стороной предпринято не было. Сотни мирных граждан Ходжалы погибли в 10-11 километрах от села, в контролируемых азербайджанскими вооруженными силами окрестностях города Агдам, где базировалось опорное подразделения ВС Азербайджана (вплоть до падения Агдама летом 1993 года), что позже подтвердил Муталибов, связав этот преступный акт с попытками оппозиции устранить его от власти, возложив всю ответственность за происшедшее на него, передает hayasanews.com

Նույն շարքից